Витражная роскошь – светильники Тиффани
Искусство витража использовалось художниками и архитекторами с незапамятных времен. Приемы мозаичной работы с цветным стеклом применялись в первых христианских храмах, соборах средневековья, эпохи Возрождения. Качественный скачок технологии произошел в конце ХІХ века. Были внедрены новые способы колеровки стекла, его обработки и отделки. Витражи стали использоваться в производстве мебели, предметов декора интерьера, украшений. В этот же период впервые свет увидели потолочные светильники с плафонами мозаичного опалесцирующего стекла. Сейчас светильники тиффани, как мы их называем, известны всему миру и являются признаком утонченного вкуса, состоятельности, шика.
Имя светильникам тиффани дал американский художник, представитель модернистского течения в искусстве, Луис Комфорт Тиффани. Хотя, строго говоря, изобретателем матового стекла, которое используется в потолочных светильниках тиффани и поныне, является Джон Ла Фарж (1875 г.). Луис Тиффани, сотрудничая с Ла Фаржем, просто коммерциализировал производство опалесцентного стекла на своем стекольном заводе, оставив за собой право выпускать изделия из него под своей торговой маркой.
Визуальный эффект дымчатости стекол в потолочных светильниках тиффани, а также других предметах интерьера достигается добавлением в состав стекла в процессе изготовления замутняющих веществ. Чаще всего это олово или жженая кость, образующая в однородной массе вкрапления фосфатного стекла. Полученное листовое стекло по-особенному преломляет свет.
Потолочные светильники, бижутерия, статуэтки и вазы, витражные декоративные панно, перегородки, подвесные потолки и арки уместны в обстановке офисов и частных апартаментов. Умелый дизайнер впишет светильники Тиффани и в интерьеры стиля кантри, и в модерновую обстановку. Этот витражный метод, ставший в свое время новаторским, состоит в том, что части цветного листового стекла соединяются между собой не протяжкой (металлическим профилем), как в классической технике. Все фрагменты стекла обрамляются медной фольгой, а затем спаиваются оловянным припоем и покрываются патиной (декоративным покрытием, которым покрывается медь и ее сплавы).
Стоит отметить, что метод, используемый в потолочных светильниках тиффани, – не единственный в изготовлении витражей. На сегодняшний день типы витражей классифицируются по технике их производства. Классический витраж, мозаичный, литой, наборный, накладной, расписной, пескоструйный, пленочный, комбинированный, спечной (называемый также «фьюзинг»), травленый, паечный, фацетный. Изготовление по технике бендинга, травления, нацвета, с использованием эрклезов и кабошонов, «мороз» и панджара. И, тем не менее, мировую известность и признание завоевали именно витражи авторства Ла Фаржа и Тиффани.
Тематические статьи