Архитектурное трио
Трио архитекторов CKR (Claesson-Koivisto-Rune) существует с 1993 года. Мартен Клаессон, Ээро Койви-сто и Оле Руне открыли собственное агентство за год до получения дипломов. С тех пор ежегодно (выпал только 1997 год) получают премию «Лучший дизайн Швеции». Свободно варьируют жанры творчества: могут спроектировать бутик Gucci, ресторан McDonalds, могут разрабатывать мебель по заказу Cappellini или Boffi или придумать декорации для клипа Кайли Миноуг «Любовь с первого взгляда». ш частный интерьер, и большую архитектуру делают, модернизируя модернизм.
«Мы — первое поколение дизайнеров, которое выросло, понимая модернизм как данность, а не как догму». Чем отличается данность от догмы? К данности иное отношение. Она допускает рефлексивный подход и свободу обращения. Самые громкие проекты общественных зданий — офис компании Sony Music в Стокгольме (построен в здании церкви), резиденция шведского посла в Берлине и Музей акварели в Тьорне. Получив заказ на обычную книжную лавку от стокгольмского музея Liljevalchs, изобрели оригинальную конструкцию «комната в комнате» со смелым сочетанием открытого и закрытого пространств.
Ребята отказались от позднеромантической модели гения-одиночки и предпочли динамическую модель сотрудничества. «Гений хорош для идеологии. Группа — идеальна для творчества и заключения сделок. Ведь получение заказа — своего рода техника, характерная для современной культуры».
Кой-висто сконцентрирован на дизайне, самый молодой, Клаессон ведет дела фирмы, он единственный способен хладнокровно разбираться в бухгалтерии, Руне — главный идеолог компании. CKR много проектируют для Японии, ведь японский дизайн близок скандинавскому: вытянутые в линию объемы, экономность, строгость конструкций, использование природных материалов, особенно дерева. шх первый проект, вилла Ваби (Wabi), вытянутое бунгало, выстроенное на модернистской площади Стокгольма (район красных фонарей и наркоманских тусовок), пропитан японской сосредоточенностью, простотой. шнтерьер виллы нематериальный, растворяющий, монохромный (CKR часто проектируют белые интерьеры со сложным пространством, используя нестандартные строительные материалы. Один журналист назвал" этот дом «машиной для самовосстановления в мире тотальной симуляции». CKR понимают минимализм не как стилистическое событие, скорее как стратегию, средство остаться наедине с собой. Умывальник в их квартирах не гигиеническое приспособление, а знак, напоминающий о том, что даже в цифровом мире у тебя все еще есть тело.
«Архитектурное проектирование дисциплинирует. Придумывая мебель, мы можем поиграть». CKR играли, когда делали обивку кресла с рисунком телячьей шкуры или разрабатывали концепцию (от названия до архитектуры) японского ресторана от названия до архитектуры. Сначала покидали в шапку бумажки с названиями и вытянули «Одно счастливое облако». Потом спроектировали дизайн и мебель «Одного счастливого облака», трактовав всю среду как набор японских мотивов-штампов, увиденных глазами европейца.
Клаессон характеризует новый скандинавский дизайн как неясный, двусмысленный, туманный. «Скандинавский дизайн — это элегантность без высокомерия и здравый смысл без интеллектуальности». Еще во времена Карла Ларсона (шведский художник, основоположник скандинавского дизайна) было заявлено, что дом — это убежище, место, где человек хоронится от мира, испытывая «невыразимо прекрасное чувство уединения».
Тематические статьи