Теория психологии интерьера
Архитекторы не любят психологов. Те критикуют их работы и ругают самые, казалось бы, удачные находки. А все потому, что психологи лучше многих знают, как сильно интерьер влияет на человека и его душевный комфорт.
Диалог между психологом и продавцом мебели:
-А знаете ли вы, какую ответственность несете советуя покупателям мебель того или иного цвета?
-Пpocmume?
-Я хочу сказать, что, например, какая-нибудь одинокая, склонная к депрессиям женщина рискует покончить с собой, сидя на фиолетовой софе.
-Даже если она вся будет в цветочках? Я имею в виду софу.
(Эвелин Хаманн и Лориот, «Эдипусси»)
В 1955 году американские психологи Норбетт Минц и Абрахам Маслоу провели любопытный эксперимент. Три университетских аудитории оформили по-разному: одну тестируемые охарактеризовали как красивую и уютную, другую — как обычную, нейтральную, а третью — как убогую и грязную. На первом этапе студентам показали фотографии различных людей и предложили оценить: хорошее или плохое у них настроение, выглядят ли они отдохнувшими или, наоборот, уставшими. Результат был однозначным: чем лучше комната, в которой находились тестируемые, тем более счастливыми казались им люди на снимках. На втором этапе тестируемых разбили на три группы. Каждая в течение трех недель занималась в одной из вышеназванных аудиторий. Итог был не менее впечатляющим. Те, кто работал в уютной аудитории, чувствовали себя прекрасно, были полны энергии и отлично справлялись со всеми интеллектуальными задачами. Те же, кто провел три недели в убогой комнате, жаловались на головные боли, усталость и плохое настроение. К тому же качество выполненных ими работ было значительно ниже. Но когда их спросили, что они думают о причинах своего состояния, большинство не знало что ответить. То, что интерьер может оказывать на человека настолько сильное влияние, представлялось им невероятным.
Помещения обладают властью над нами. Об этом всегда знали не только архитекторы, но и власть имущие. Яркий пример — планы Адольфа Гитлера относительно строительства нового здания Рейхс-канцелярии: его кабинет должен был иметь объем 20 000 кв м. Для сравнения: объем квартиры площадью 40 кв. м при высоте потолков в 2,5 м — всего 100 кв м.
«Соразмерен ли ты со мной, можем ли мы потягаться?» Любое помещение как бы задает этот вопрос каждому входящему. И если мы чувствуем себя в нем хорошо, ответ будет утвердительным. Там, где мы ощущаем себя подчиненными пространству, ни о каком хорошем состоянии не может быть и речи. Оппозиция доминирование/подчинение, как считает психолог Альберт Мерабиан, — один из трех основных «ингредиентов» всех наших эмоций, будь то гнев, скука, печаль или радость. Две другие — удовольствие/неудовольствие и возбуждение/спокойствие. Помещение, в котором мы находимся, воспринимается как «свое», «родное», если ингредиенты смешаны в правильных пропорциях.
Когда не хватает доминирования (то есть дом подчиняет вас себе), возникает чувство потерянности в доме: комнаты кажутся слишком большими или слишком высокими, по вечерам хочется забиться в угол, все время тянет на кухню, потому что окна гостиной представляются пустыми черными глазницами — и не помогают даже задернутые занавески. Однако чрезмерное доминирование над пространством — тоже плохо. Тогда возникает желание взорвать стены. кажется, что проломы и пристройки добавят воздуха и простора, которых так не хватает. Иными словами: первое непременное условие комфортного состояния — равновесие между жильем и его обитателями.
Другое условие хорошего самочувствия: пребывание в доме должно доставлять удовольствие. Радостные, гармонично обставленные комнаты вызывают положительные эмоции. Любопытно, что ощущение удовольствия дают прежде всего синие и зеленые тона. В эксперименте Минца и Маслоу именно в такой гамме была оформлена единственная «приятная во всех отношениях» аудитория.
И наконец третье правило идеального дома: как можно меньше возбуждения. Дом должен снимать напряжение, вегетативная нервная система должна замедлять наш пульс и наше дыхание, расслаблять мышцы — дома нужно отдыхать, успокаиваться. Если же дом возбуждает — слишком ярким светом, множеством различных орнаментов на тканях и обоях, яркими, насыщенными тонами красного и оранжевого — мы становимся чересчур активными, взбудораженными, взвинченными, нервными. Вместе с возбуждением в нас просыпается древний инстинкт охотника, мы готовы в любой момент броситься в нападение или обратиться в бегство. Но этого как раз и не должно быть.
Альберт Мерабиан приходит к выводу, что «обстановка, в которой человек испытывает минимальное возбуждение, максимум ровного удовольствия и сбалансированное чувство доминирования, воспринимается им как родная, домашняя, уютная, и он ощущает себя довольным и расслабленным, пребывая в хорошем расположении духа». При этом создание уравновешенного чувства доминирования — главная задача архитекторов, а удовольствия и спокойствия — забота дизайнеров интерьера.
Такова теория. А что же практика? Читайте в следующей статье...
Тематические статьи