Многозальный кинотеатр Кубикс
Многозальный кинотеатр Кубикс, построенный в немецкой столице русскими архитекторами, стал альтернативой капиталистической архитектуре Берлина.
В Германии архитекторы — умные и культурные. Они не могут просто построить здание. Им обязательно надо вложить в него некую отвлеченную идею. А чтобы никто не ошибся в интерпретации, идею просто пишут на фасаде. Здание становится сообщением в буквальном смысле: говорит не только формами, но и словами.
Кинотеатр «Кубикс», построенный бюро Сергея Чобана, несет на своих фасадах изречение: «Я верю только в то, что я вижу». И противоположное: «Я вижу только то, во что я верю». Эти надписи светятся на разных языках. Ночью, когда темного стекла фасадов не видно, они кажутся висящими в воздухе. Смысл этих изречений для архитекторов заключается в соотношении между иллюзией и реальностью, желаемым и действительным. Какое оно, это соотношение?
Мечты сбываются? Или не сбываются? Ясно одно. Кино — это машина иллюзий. Как это можно показать в архитектуре кинотеатра? Способ найден. Кинотеатр является как бы огромной световой инсталляцией (художник Юлиан розенфельдтр Кроме надписей на фасаде, это светящиеся цветные параллелепипеды на разных этажах, которые могут быть использованы как барные столики, и другие неоновые детали. Они видны сквозь прозрачное стекло фасадов. Пока весь этот свет включен, архитектура существует. Выключи его — и она исчезнет. Это очень похоже на киноэкран, на котором проектор с помощью света создает эфемерную жизнь.
Но для авторов «Кубиков» иллюзия воплощается не только в кино, но и в современном городе. «Гдe я? В кино?» Эта мысль возникает, когда наблюдаешь нереальный темп, с которым Верлин приобретает свое новое лицо», — говорит Розенфельдт. Он имеет в виду капиталистическое лицо Потсдамерплатц, застроенной в 90-х звездами мировой архитектуры, к чему немецкие коллеги отнеслись неоднозначно.
Поэтому «Кубикс», с одной стороны, продукт рыночной архитектуры, с другой — встроенный в неё рефлексирующий механизм. Это кинотеатр-маргинал. Строгий и умный. Стеклянный куб.
Слишком серьезный для капархитектуры. Архитекторы сравнивают его с Хаабой в Мекке, объектом религиозного поклонения. Он учитывает историю Александр-платц, которая в 80-е годы, с ее панельными домами и телебашней, была оплотом модернизма. Но тот модернизм был социалистический. А этот — лучшая часть капитализма.
Тематические статьи