Коллекционер - живопись, фотография, объекты
ИГОРЬ МАРКИН, президент компании PROMA, коллекционер современного российского искусства С точки зрения инвестиции старое искусство более привлекательно. Рынок уже давно сложился, в отличие от рынка современного искусства, и цены на произведения реально растут. Но я собираю коллекцию не для вкладывания денег или украшения интерьера, а для собственного удовольствия. Это живой процесс. Немаловажно для меня и общение с художниками, галеристами и коллекционерами, с живыми людьми. Они и моложе, и энергичнее персонажей из мира антиквариата, где все скучнее, где в тоскливых салонах по нескольку лет висят одни и те же работы, одни и те же фальшаки. Омут! Моя коллекция начинается с шестидесятников, ставших уже классиками: Краснопевцев, Булатов, Кабаков, Пивоваров, Немухин, Штейнберг, Гороховский, Шелковский, Яковлев, Звереввсе практически есть. Легче сказать, кого нет. Недавно купил два объекта Кабакова. Из современных звезд — Тимур Новиков, Кошляков, Пеперштейн, Звездочетов, Кулик, Дубосарский и Виноградов. Всего 130 произведений: живопись, фотография, объекты.
Если падает доллар. Тогда цены на искусство у нас начинают расти. То, что продается в Европе на евро, а в Англии на фунты, естественно, дорожает в России, потому что наши расчеты в основном долларовые. Если мы держим сбережения в долларах, выгоднее покупать искусство в Нью-Йорке на аукционах Christie's, а не в Лондоне на Sotheby. Сегодня у нас очевидный рост экономики, высокая цена на нефть, интерес к произведениям современного искусства активизируется, цены увеличиваются.
Если завтра война. Цены на искусство при катастрофах и военных действиях в стабильных мирах Европы и Америки не падали последние 50-70 лет. Если частная коллекция сохранялась, переживала войну, то потом спокойно продавалась по ценам вовсе не низким. А вот кризис в России 98 года «уронил» продажи живописи практически до нуля. Конечно, в первую очередь это коснулось современного искусства. Галеристы еле-еле концы с концами сводили. Коллекционеры ничего не покупали.
Почему цены падают. Имея опыт как коллекционер, я не встречал, чтобы цены на какое-то известное имя падали ни с того ни с сего. На Западе, правда, такое случается. Цены на художников искусственно раздуваются до миллионов. Коллекционер, у которого много произведений одного автора, сам выставляет и покупает на аукционах собственные картины, намеренно поддерживая высокий уровень цен. Мне кажется, что такие манипуляции сейчас происходят с Тышлером, чьи произведения на аукционах нереально завышены. Есть еще такой термин, как «нулевая ликвидность»: если купить какую-нибудь муру в ЦДХ, то продать ее ни при каких условиях нельзя. Она не имеет стоимости, бесценна. Чтобы у коллекции не было нулевой ликвидности, надо, конечно, прислушиваться к советам специалистов, но целиком делать ее на советах искусствоведов, галеристов, кураторов нельзя.
Задача галериста — что-нибудь «впарить». Между специалистом и собранием должен стоять разум коллекционера он фильтрует, принимает решение. Если этого не происходит, то коллекция получается сумбурная, не имеет ценности. Яркий пример — коллекция Инкомбанка, проданная после кризиса за бесценок. Там были некоторые хорошие вещи, но не было рекламы, аукцион организовали плохо — в стране нет культуры хождения на аукционы. В прошлом году у галерейщика я купил всего за 6000 долларов картину Тимура Новикова, а галерейщик на том аукционе — за копейки. Сегодня цена этой картины - 15 тысяч.
Тематические статьи