Апокалипсис и шоу Америка
Все спроектированное здесь автоматически воспринимается как картина мира после Апокалипсиса. Америка не знает пессимизма и не готова думать о смерти. Поэтому предпочитает делать вид, что ее нет.
В 2001 г в Нью-Йорке состоялась выставка проектов нового Торгового центра. За месяц до этого пятьдесят ведущих архитекторов мира получили предложение подумать о будущем того места, на котором стояли знаменитые башни. Архитекторы подумали и прислали свои эскизные проекты.
Башни-близнецы, построенные в 60-х Минору Ямасаки, считались символами американской демократии. Тем, что их две, они сигналили о таких демократических ценностях, как разделение власти и равенство. Тем, что они такие высокие, они пели о научно-техническом прогрессе и успехах космоса. Тем, что такое техническое чудо в принципе можно повторить, они свидетельствовали о стандартизации, одном из постулатов модернизма. Они играли роль главного здания Америки. Но после того, как близнецы пали 11 сентября, они могут считаться главным зданием мира. И международная выставка, в которой участвуют лучшие архитектурные мозги, это подтвер>кдает. Место главного здания пусто. Все спроектированное здесь автоматически воспринимается как пророчество о будущем мире, пережившем Апокалипсис. Архитекторов хлебом не корми, только дай пофантазировать на подобные темы. Что же нам пророчат?
«Оушен Норт» (Ocean North) изобразили совокупление двух зданий, что придало идее близнецов кровосмесительный оттенок. Asymptote влице Хани Рашида вылепила не столько близнецов, сколько сладкую парочку, мальчика и девочку, один повыше, другая пониже. В дырочках у них будут висячие сады и бассейны, «места для единения природы с архитектурой, созерцания и медитации», Рашид утверждает, что непростая форма башен соответствует гуманистическим ценностям современного мира, в отличие от бывших элементарных параллелепипедов с плоскими крышами, бывшими лишь чудом техники. Но торжество технологий и здесь налицо, точнее, оно на «коже». Рашид пишет о поверхности зданий как о технологически совершенной, постоянно меняющейся коже. У Ларса Спайброка (NOX), предложившего один из самых эффектных проектов, источником вдохновения была флора. Или фауна — до конца не понятно. Его первоначальный эскиз напоминает водоросли: макет — это просто нитки, свободно подвешенные к горизонтальному листку бумаги и потому слегка запутавшиеся. Потом эту конструкцию выполнили в твердом материале и перевернули вверх ногами. Потом увеличили во много раз, и нитки превратились в щупальца, покрытые змеиной кожей, — картинка из фильма ужасов. Щупальцы, хотя и не спариваются, но активно поглощают рядом стоящие небоскребы. Они сильно превышают по высоте бывшие башни WTC, В общем, очень жизнеутверждающе.
Даниэль Либескинд— специалист по мемориалам, автор Еврейского музея в Берлине, непревзойденной по трагизму вещи с искореженным, изрезанным фасадом. Он и здесь педалировал трагическую тему. В пояснении к проекту Либескинд пишет: «Что бы ни было здесь построено, пустота, возникшая после травмы, не должна быть заполнена». И предлагает монумент, похожий на опасные колюще-режущие предметы. Раньше у него фасады были как бы изрезанные ножницами, теперь он показал инструменты, которыми это делается. Выглядит довольно страшно. Сэмюэль Мокби предложил выстроить две средневековые башни в рост небоскребов, а между ними на 911 футов вниз вырыть дыру. По лестничным кругам ты спускаешься в ад, и оттуда смотришь на башни. Подняться из ада можно на лифте.
Наиболее изящными кажутся решения, где погибшие близнецы лишь обозначены, как тени или привидения. По этому пути пошли Эрик Мосс, Карлос Бриллембург (рамочка вместо одной из башен), а также авторы световой инсталляции, повторившей на реальном месте реальные очертания небоскребов. Хотя по-прежнему ведутся споры, строить новые башни, оставить руины или сделать мемориал, исход их уже ясен. Событие 11 сентября было превращено в шоу стараниями СМИ.
А шоу должно продолжаться. Световой инсталляции для этого мало. Новый WTC будет выше и краше прежнего. Америка не знает пессимизма и не готова думать о смерти. Поэтому предпочитает делать вид, что ее нет.
Тематические статьи